АНТРЕСОЛЬ — деталь внутренней архитектуры дома. Имеет несколько значений:
1. Верхний полуэтаж, встроенный в объем основного этажа. Такой архитектурный элемент характерен для усадеб и особняков XVIII – первой половины XIX века. Тогда такое название носили низкие комнаты, представлявшие собой, по сути, верхний полуэтаж, где располагалась прислуга;
2. Верхняя часть комнаты, разделенной на два полуэтажа;
3. В современных квартирах так называется полка под потолком квартиры.
АНТАБЛЕМЕНТ — составной элемент классической архитектуры ордера. Верхняя, несомая часть сооружения, лежащая, как правило, на колоннах. Балочное перекрытие пролета или завершение стены. Состоит из архитрава, фриза и карниза.
От франц table – стол, доска.
АЛЬКОВ — ниша или углубление в комнате или каком-либо другом помещении, отделенная от основного пространства занавесом, аркой или колоннами. Служит для размещения в ней дивана или кровати. Здесь может располагаться внутриквартирная лестница. В большом помещении, например, в банкетном или бальном зале, служит местом для общения.
От араб. Alqubba – шатер, маленькая комната.
АТРИУМ — центральная часть античного (древнеримского) жилого дома. Представлял собой внутренний освещенный дворик, из которого можно было попасть во все остальные помещения здания.
В религиозных сооружениях Раннего Средневековья атриумом назывался внутренний дворик, окруженный крытой галереей и расположенный у входа в храм.
В наши дни атриум – это центральное разделительное пространство общественного здания, освещаемое при помощи зенитного светового фонаря или проема в перекрытии. Встречается, например, на круизных судах.
От лат. ater – черный, закопченный.
АНФИЛАДА — ряд помещений, расположенных друг за другом. Их дверные проемы располагаются на одной оси. Такой вид интерьера распространен в зданиях дворцового типа.
Анфилады в парадных и жилых помещениях получили широкое распространение в эпоху барокко и классицизма.
От франц. Enfiler – нанизывать на нитку.
АРКА — архитектурный элемент. Представляет собой перекрытие сквозного или глухого проема в стене, либо пролета между двумя опорами или колоннами. Конструкция сводчатая. Чаще всего симметрична относительно верхней оси.
От лат. arcus – дуга, изгиб.
АРКАДА — ряд одинаковых по размеру и форме арок, опирающихся на колонны или устои (прямоугольные или квадратные столбы). Как правило, аркады используются для сооружения открытых галерей, располагаемых вдоль фасада здания. Благодаря аркам нагрузку стены можно равномерно распределить между отдельными опорами. Прочность конструкции, таким образом, многократно повышается.
БАЛЯСИНЫ — невысокие фигурные столбики-колонны. Иногда украшены резным декором. Нужны для поддержания перил ограждений балконов, лестниц и т.д. Для их изготовления чаще всего используются дерево, металл, камень, мрамор и др.
Первые балясины, сохранившиеся до наших дней, были обнаружены на ассирийских барельефах. Локально этот вид декора применялся, начиная с древнейших времен, но по-настоящему популярным его сделал Микеланджело на закате Возрождения (XVI в.).
От др.греч. βαλαύστιον – цветок дикого граната.
БАРЕЛЬЕФ — вид скульптурного выпуклого рельефа, при котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема.
Барельефы пользуются популярностью в качестве декоративных элементов архитектурных сооружений на протяжении нескольких тысячелетий. Первые случаи использования такого рода украшений относится к эпохе палеолита. Тогдашние барельефы представляют собой глубоко высеченные или тесаные наскальные изображения.
Часто встречаются на постаментах памятников, мемориальных досках, монетах, медалях и т.д.
От франц bas-relief – низкий рельеф.
БЕЛЬЭТАЖ —
1. Парадный, чаще всего второй этаж дома (дворца, особняка и т.д.). Здесь обычно располагаются залы и самые высокие комнаты (на других этажах помещения могут обладать значительно более низкими потолками).
2. Высокий первый этаж здания. Располагается над полуподвалом или цокольным этажом.
От франц. Bel – прекрасный, красивый и étage – этаж, корпус.
БУДУАР — (изначально) жилая комната, где можно провести несколько минут наедине.
(в настоящее время):
1. Комната хозяйки богатого дома. Предназначена для отдыха или частных приемов в неофициальной обстановке.
2. Интерьер такой комнаты.
От франц. Bouder – дуться, сердиться.
ВИТРАЖ — особый вид декоративно-прикладного искусства, элемент интерьера светских и религиозных построек. Представляет собой композицию из цветного стекла чаще всего орнаментального характера. Рассчитано на сквозное освещение, располагается, как правило, в оконном проеме.
Витражи получили широкое распространение в средневековых храмовых сооружениях (романских, готических и т.д.). Изображались на них библейские сюжеты.
В российской архитектуре витражи возникли в XII веке, чаще использовались в светских постройках, нежели в религиозных.
От лат. vitrum – стекло.
ГИРЛЯНДА — декоративный элемент, выполненный в виде переплетенных между собой листьев, стеблей, цветов, плодов и т.д. Иногда в композицию добавляются ленты. Встречаются в оформлении зданий многих эпох, начиная с античности. В России первое использование архитектурных гирлянд зафиксировано в эру барокко. Широкое распространение в нашей стране получили во времена классицизма.
ДВОРЕЦ — большое монументальное парадное здание. Выделяется особой, роскошной архитектурой. Изначально представляло собой резиденции царственных особ или представителей высшей знати. В XIX – XX вв. так стали называть важные общественные здания, например, Дворец культуры, Дворец спорта, Дворец молодежи и т.д.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — освещение помещений светом неба, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.
ЖАЛЮЗИ — элемент интерьера, расположенный на окнах и защищающий помещение от попадания яркого света. Представляют собой конструкцию, состоящую из вертикальных или горизонтальных пластин (ламелей). Бывают как подвижными, так и неподвижными. Регулировать доступ света в комнату можно при помощи специального механизма, поворачивающего ламели вверх, вниз или вокруг своей оси.
От франц. Jalousie - ревность
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КОЛОННА — конструкция, позволяющая укрепить фундамент различных архитектурных сооружений. Ее используют для усиления одноэтажных, бытовых, промышленных, многоэтажных и иных типов построек. Такая колонна нужна для оптимального распределения нагрузки от конструкций перекрытия и других элементов строения.
ЗАБОР — глухая ограда, как правило, выше человеческого роста.
ЗАБОР КАМЕННЫЙ — возведенная на соответствующем фундаменте стена, выложенная из бутового камня, кирпича, кирпичных или бетонных блоков, усиленная на определенном расстоянии столбами из того же материала. В ряде случаев имеет цоколь по низу и карниз по верху.
ЗАВОРИНА — разновидность засова, представляющая собой перекладину (как правило, деревянную), которой изнутри закладываются ворота.
ИНТЕРЬЕР — архитектурное, художественно оформленное внутреннее пространство здания. Обеспечивает человеку эстетическое восприятие, благоприятные условия труда и отдыха.
Дизайн интерьеров базируется на взаимодействии прагматизма и художественного творчества. Синтез этих двух составляющих предназначен для улучшения условий жизни человека в усовершенствованной, эстетически идеализированной форме.
От лат. interior – внутренний.
КАРКАС — внутренняя несущая конструкция. Представляет собой сочетание линейных элементов. Необходим для обеспечения прочности и устойчивости объекта. Должен выдерживать нагрузки. Остов сооружения, составленный из отдельных опорных элементов (стержней, балок, опор и т.д.), скрепленных между собой.
КВАДРИГА — античная двухколесная колесница, запряженная четверкой лошадей. Кони располагаются в ряд, ими управляет возница. В настоящее время существует немало памятников архитектуры, декорированных такого рода барельефами или скульптурными композициями. Знаменитый пример – квадрига Аполлона, венчающая крышу исторического здания Большого театра в Москве.
От лат. quadriga – четверная упряжка.
КОЛОННА — столб цилиндрической (чаще всего) формы, выполненный из дерева, металла или камня. В классических зданиях и сооружениях служит поддерживающей основой арки. Бывает также исключительно декоративным элементом здания, стоящим на некотором отдалении от фасада.
КОНСОЛЬ — тип опоры или кронштейна, один конец которого жестко закреплен, а другой остается свободным. Используется для подпорки выступающей части здания, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и т.д. В интерьерах такое название носят орнаментированные подставки, прикрепляемые к стене.
ЛЕПНИНА — рельефные украшения (фигурные или орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий. Делаются из гипса, бетона, штукатурки, папье-маше и иных материалов. Этот вид декора применяется с древнейших времен. Первые здания, чьи стены и потолки украшены лепниной, относятся к эпохе античности. В нашей стране изначально присутствовала внутри дворцов и церквей, позднее стала появляться в домах горожан.
МЕДАЛЬОН — декоративный элемент. Представляет собой изображение (орнаментальная композиция, рельеф, лепнина, мозаика, роспись и т.д.) в овальном и круглом обрамлении. Также может служить украшением мебельных гарнитуров. Был очень распространен в эпоху барокко.
НАЛИЧНИК — декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных планок. Не только художественный, но и практичный элемент, поскольку закрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
НЕСУЩИЕ КОНСТРУКЦИИ — совокупность конструкций здания или сооружения, выдерживающих нагрузки при статическом взаимодействии и обеспечивающих таким образом прочность и устойчивость постройки.
ОБЛИЦОВКА — покрытие поверхности элементов конструкции здания или сооружения. Может быть выполнена как из природных, так и из искусственных материалов, имеющих высокие защитные свойства и декоративные качества.
ПАНДУС — пологая наклонная площадка, соединяющая две горизонтальные поверхности разной высоты. Служат для передвижения колесных средств (тележки, коляски, чемоданы и т.д.) с одной на другую.
От франц. pente douce – пологий скат.
ПЛАФОН —
1. Проекция на архитектурное сооружение снизу.
2. Потолок или часть потолка, декорированная лепкой, мозаикой или живописью.
3. Живопись, мозаика, лепка или фреска, предназначенные для украшения потолка.
От франц. Plafond - потолок.
ПОРТЬЕРЫ — элемент интерьера. Вид текстильного оформления окон, выполняющий как практическую, так и декоративную функцию. Шьются из легких или плотных тканей различных цветов и фактур. Подбираются в соответствии с тем стилем, который был выбран для оформления интерьера помещения.
От франц. Porte - дверь.
РАМПА — часть здания; пристроенная к зданию площадка, открытая или с навесом, на одном уровне с полом первого этажа помещения для удобства погрузочно-разгрузочных работ.
РОЗЕТКА — элемент орнамента. Выполняется в виде распустившихся лепестков цветка или симметрично расположенных нескольких листьев идентичной формы, берущих свое начало из общего центра.
Такой тип декора впервые получил широкое распространение в Древнем Египте.
От франц. Rosette - розочка
СЛЕЗНИК — специальное углубление в нижней поверхности карниза или подоконной плиты. Служит для перехвата и сброса стекающей воды, а также помогает защищать стены от ее попадания.
СТРОПИЛА — несущая система скатной крыши. Включает в себя стропильные ноги, вертикальные стойки и наклонные подкосы. В случае необходимости подвязываются подстропильными балками.
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ — элементы конструкции, замедляющие процесс передачи тепла и выполняющие роль основного термического сопротивления. Материалы для теплоизоляции могут быть как природного, так и синтетического происхождения. В строительстве применяется для ограждающих конструкций – крыш, стен, полов и т.д.
ТЕРРАЦИО — разновидность бесшовного мозаичного пола. Для его изготовления применяются исключительно натуральные материалы, например известь, с добавлением стекла, мрамора, камней и т.д.
УЗОРИТ — облицовочный материал из отходов производства стекла.
УКОСИНА — раскос, наклонно стоящая к стойке подпорка.
УКРЫВИСТОСТЬ — способность лакокрасочного состава при равномерном нанесении на одноцветную поверхность скрыть ее первоначальный цвет.
ФЛИГЕЛЬ —
1. Вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому.
2. Отдельно стоящая постройка второстепенного значения.
Флигели были составной частью комплекса городских и сельских усадеб. Находились сбоку от ключевой постройки.
От нем. Flügel - крыло.
ФРАМУГА —
1. Горизонтальная верхняя часть окна.
2. Верхняя или боковая часть дверного проема.
3. Линейный размер от потолка до верхней точки дверной коробки.
4. (простонародное) Откидная, открывающаяся вниз часть оконной рамы, использующаяся для безопасного проветривания помещений.
ФУНДАМЕНТ — подземная или подводная часть сооружения, придающая статическую нагрузку (устойчивость) его грунтовому основанию. Правильно спроектированный фундамент передает все нагрузки грунту так, что вероятность разрушения здания или его недопустимой осадки сводится практически к нулю.
ХАЙ-ТЕК — высокая технология. Нарочитая демонстрация безукоризненно выполненных несущих конструкций, часто в сочетании с электронной техникой и стеклом, выполняющим роль вертикального и горизонтального ограждения. Полное отсутствие украшений компенсируется акцентом на отделочные материалы: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, политурой древесины и т.д.
ЦИСТЕРНА — емкость, закрытое хранилище для жидкостей (изначально) и сыпучих веществ (современные тенденции). Широкое распространение получили еще в эпоху античности и библейские времена.
От лат. cista - коробка.
ЦОКОЛЬ — часть здания, лежащая непосредственно на фундаменте.
От итал. zoccolo - башмак на деревянной подошве).
ЧЕРЕПИЦА — штучный кровельный материал. Для ее изготовления применяются разнообразные материалы: обожженная глина (керамика), цементно-песчаный раствор, термопласткомпозит, известково-песчаный раствор и т.д. В Европе черепицу начали использовать в эпоху античности. Предполагается, что ее родина – Китай, первые случаи использования датированы примерно III тысячелетием до нашей эры.
ШПОН — строительный материал. Представляет собой тонкие листы древесины толщиной от 0,1 мм до 1 см. Обычно клеится на панели, служит для производства мебели, дверей, полов и т.д.
ШТУКАТУРКА – отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью, а также сама эта смесь.
Материал, получаемый путем смешения в определенных пропорциях вяжущих веществ – цемента, извести, гипса и т.д. – с песком и водой. Используется для выравнивания поверхности, подготовки ее к дальнейшей отделке, защиты от агрессивного воздействия окружающей среды и/или в декоративных целях.
От итал. Stucco – гипс, известь, алебастр.
ЩЕБЕНЬ — материал в виде дробленого камня для приготовления бетонов, различают по фракциям и прочности.
ЩИПЕЦ –
1. Верхняя часть торцевой части здания. Ограничивается двумя скатами крыши, снизу не отделяется карнизом.
2. Декоративный треугольник, располагаемый над окнами и дверьми. Этот вид украшений распространен в готической архитектуре, как в религиозных, так и в светских постройках.
ЭКЛЕКТИКА — гармоничное смешение разных стилей в архитектуре.
ЭКСПЛИКАЦИЯ — сопроводительные записи-пояснения к архитектурному проекту, наброску, эскизу или какого-либо его фрагмента. Представляет собой список с указанием некоторых количественных, качественных и технических характеристик помещений.
Как правило, экспликация делается в форме таблицы, включающей в себя цифровые показатели как общей площади объекта, так и отдельных его частей. Также в этом документе обязательно указываются условные обозначения объектов, используемые на планах и чертежах.
От лат. explicatio – объяснение, развертывание.
ЭРКЕР – часть помещения, выступающая за плоскость фасада. Помогает увеличить внутреннее пространство жилого помещения, улучшить его освещенность и изоляцию. Часто бывает остеклен по всему периметру. Может быть прямоугольной, круглой или многогранной формы, одноэтажным или многоэтажным.
ЭКСТЕРЬЕР – художественный или архитектурный внешний вид здания, обеспечивающий человеку благоприятные условия для эстетического восприятия.
Основа дизайна интерьера – гармоничное сочетание прагматичных и творческих решений, призванных сделать максимально комфортными условия жизни человека в целостной, эстетически совершенной форме.
От лат. exterior - внешний.
ЮГЕНДШТИЛЬ — одно из названий художественного стиля модерн. Определение этого стиля родилось в Германии от названия иллюстрированного журнала «Die Jugend», основанного в 1896 году.
ЯРУС – элемент горизонтального членения. Повторяющаяся часть сооружения. Части расположены друг над другом.